Какое масло заливать в двигатель
Вопрос о том, какое масло лить в двигатель – один из важнейших для долговечной и беспроблемной работы силового агрегата.
Вопрос о том, какое масло лить в двигатель – один из важнейших для долговечной и беспроблемной работы силового агрегата. Есть несколько классификаций масел: ГОСТ, SAE, API, ACEA, ILSAC. Ключевое значение здесь имеют способ производства, сезонность и вязкость масла.
Масла по способу производства
- Минеральные – получаются во время переработки нефти. Имеют низкие показатели: густеют на холоде, неустойчивы при высоких температурах, могут «гореть» в моторе, образуя слой нагара и забивая масляные каналы.
- Синтетические – получаются из искусственно созданных органических соединений. Не меняют вязкости при минусовых температурах, не образуют нагар, стабильны летом. Для каждой марки есть свой диапазон рабочей температуры.
- Полусинтетические – созданы на минеральной основе с добавлением синтетических присадок. По характеристикам немного не дотягивают до синтетических.
Сезонность масел
По стандарту ГОСТ 17479.1-85 масла делятся на 3 класса: летние, зимние, всесезонные. Летние масла при минусовых температурах имеют повышенную вязкость и при холодном пуске могут стать причиной масляного голодания. Зимние марки (с невысокой вязкостью), наоборот, теряют эффективность в летнее время. Поэтому на практике в большинстве случаев используются всесезонные масла, для них указывается кинематическая вязкость при двух температурах: +100 и -18°C.
Какое масло лить в двигатель в зависимости от классификации
Стандарт ГОСТ
Делит масла по сезонности и сфере использования. В зависимости от области применения масла маркируются такими буквами:
А – нефорсированные бензиновые и дизельные моторы.
Б – малофорсированные бензиновые и дизельные моторы.
В – среднефорсированные дизели и бензиновые агрегаты.
Г – высокофорсированные дизельные и бензиновые агрегаты.
Д, Е – высокофорсированные моторы, работающие в тяжелых условиях.
В маркировке также присутствуют цифры: 1 – для бензиновых двигателей, 2 – для дизельных. Если цифры нет, масло можно применять для силовых агрегатов обеих типов. Рядом с цифрой может быть буква «З» (это загущенные зимние и всесезонные масла), и дробь с указанием в числителе зимнего класса, а в знаменателе летнего. Пример: М-4З/10Г1 – масло моторное, всесезонное для высокофорсированных дизелей.
Стандарт SAE
Американский стандарт, один из популярнейших в мире. Также классифицирует масла по сезонности и вязкости. Имеет собственную маркировку:
- Зимние масла маркируются буквой W. Вязкость имеет 6 градаций, от 0 до 25. Чем меньше число, тем лучше смазочный материал переносит минусовые температуры.
- Летние – в маркировке присутствуют только цифры, от 20 до 60 (соответствуют уровню вязкости). Чем выше число, тем более высокие температуры выдерживает масло.
- Всесезонные – обозначаются буквой «W» и двойным числом (вязкостью зимой и летом). Пример: SAE 15W-40.
Стандарт API
Еще один американский стандарт, который делит масла на два больших класса:
- S (Service) – масла для легковых и небольших коммерческих авто с бензиновыми моторами. Класс включает 10 подкатегорий, обозначаемых латинскими буквами в алфавитном порядке. Подкатегории вводились постепенно с последовательным улучшением эксплуатационных свойств. Например, класс SA, введенный в 1930 году, заведомо хуже класса SJ. Сегодня на рынке доступны масла классов SJ, SL, SM и SN.
- C (Commercial) – масла для грузовой и промышленной техники с дизельными моторами. Здесь та же ситуация: чем дальше по алфавиту расположена буква, тем качественнее марка. Наиболее высокий стандарт имеют масла CI. После букв может стоять цифра «2» или «4» - они указывают на тип двигателя, двухтактный или четырехтактный.
Классификация API также предусматривает универсальные масла – они имеют двойную маркировку через дробь. Пример: SM/SF.
Стандарт ACEA
Европейский стандарт, делящий масла на три категории:
- A/B – для легковых и легких коммерческих авто с дизельными и бензиновыми силовыми агрегатами.
- C – класс, разработанный для бензиновых и дизельных моторов, соответствующих современным экологическим стандартам.
- E – масла для грузового транспорта с дизельными двигателями.
Буквы после цифр указывают на качество масла: чем больше цифра, тем более высокие требования предъявляются к марке.
Стандарт ILSAC
Разработан совместно японцами и американцами для своих рынков. Делит масла на 5 категорий с маркировкой GF и цифрами 1-5. Чем больше цифра, тем «моложе» стандарт. Например, класс GF-5 был введен в 2010 году и соответствует американскому стандарту API SM.
Как правильно подобрать масло
Класс масла указывается в руководстве по эксплуатации автомобиля. Как правило, производители указывают сразу несколько стандартов. Например, API Service SJ, Sl или выше + ILSAC GF-3 или выше. Для российских условий рекомендуется использовать всесезонные масла с широким диапазоном кинематической вязкости. Если вы не уверенны в выборе, воспользуйтесь нашим сервисом автоматического подбора масла – для этого достаточно выбрать в соответствующих полях марку, модель автомобиля и тип двигателя.